Сегодня франшизы продают многие, даже те, кому и продавать-то ещё нечего. На ряду с легендарными брендами такую услугу предлагают никому не известные — зато дёшево! По факту может оказаться, что вы заплатили немалый паушальный взнос и собираетесь регулярно отчислять роялти скорее за продукт инфобиза, чем за рабочую бизнес-модель.
В чём разница
О том, что такое франшиза, и как она работает, мы подробно рассказывали в этой статье. Много интересного можно найти и здесь. Но это о настоящих ноу-хау. А сейчас мы говорим о том, что втюхивают начинающим бизнесменам излишне предприимчивые «франчайзеры». Их уникальное предложение может включать:
- инструкцию по аренде помещения;
- лайф-хаки по подбору персонала и оформлению отношений с работниками;
- правила оборудования рабочих мест;
- условия программы лояльности;
- скрипты продаж;
- обучение персонала;
- брендбук.
Запомните: это не франшиза!
Инфобизнесмены могут предложить вам ещё более внушительный список полезностей. Что с ним не так?
А то, что франшиза должна включать сведения, представляющие коммерческую ценность и неизвестные третьим лицам.
Всё описанное выше преподносится продавцами как уникальная дорожная карта их успешного бизнеса: «бери и делай!» Но если не полениться, то всю эту информацию можно найти в открытом доступе в интернете. В ней нет ничего уникального, и тем более ценного. Хорошо, если хотя бы зарегистрирован товарный знак.
Коммерчески ценной информацией может считаться рецепт (Кока-Колы, например, или антивозрастного крема), технология производства, схема сборки и т. п. — при условии, что их невозможно найти нигде в свободном доступе.
Поэтому не платите за воздух: выбирайте качественную (пусть и недешёвую) франшизу, или раскручивайте собственный бренд. А если вы уже попались на удочку инфобизнесменов, собирайте доказательства того, что переданная вам информация не уникальна, и обращайтесь в суд. Есть прецеденты возврата паушального взноса в судебном порядке.