Расскажу про навык, который стоит прокачать пишущим людям, и где и как это сделать. Этот навык поможет остаться в любимой профессии и вырасти в доходе. Возможно, вы удивитесь сейчас, но я не про нейросети.
Молодёжь не хочет читать длинные статьи. И даже короткому текстовому посту в соцсетях они предпочтут динамичный видеоролик. Но значит ли это, что копирайтеры — всё? Конечно, нет! Чтобы ролики «залетали», тоже нужно писать — писать качественные сценарии.
Где нужны сценаристы и почему они нужны
Конечно, если на видео мимимишный малыш или щеночек, застуканный за какой-нибудь забавной шалостью — это одно. Такое смотрят, досматривают и пересматривают, потому что работал гениальный сценарист — жизнь.
Но если ролик должен что-то продать зрителям или рассказать историю, то небольшая заминка вначале — недостаточно интригующее вступление, неинтересное действие — и видео свайпнут, не станут смотреть. Затянутая середина? Ролик ждёт та же участь! Поэтому сценарист сегодня одна из самых востребованных профессий. И, как правило, работодателям нужны сценаристы не телесериалов или фильмов, а коротких видео для соцсетей и Ютуба.
Основные правила сценария для короткого формата
Чтобы научиться писать сценарии для рилсов и роликов на YouTube, важно учитывать формат видео и особенности платформы:
Рилсы (Instagram Reels) — короткие, динамичные видео, которые должны захватывать внимание с первых секунд. Важно уметь работать с эмоциями, визуальными эффектами и музыкой. Главная цель — создать интригующее начало, которое удержит зрителя.
YouTube — здесь контент может быть длиннее, и видео чаще всего имеют образовательный или развлекательный характер. Но даже в длинных роликах важно удерживать внимание зрителей, чтобы они досмотрели до конца.
Этапы написания сценария для рилсов и YouTube
Придумать заголовок и идею. Заголовок можно и в конце, но без понимания, что вы хотите донести до зрителя, ничего не выйдет. Важно придумать привлекательную идею, которая будет интересна целевой аудитории.
Продумать структуру. В ней обязательно должны быть: введение или интро с завлекающим моментом, обещанием чего-то интересного или важного дальше; развитие — основное содержание, подробное раскрытие темы;заключение — призыв к действию (подписке, лайку, покупке и т. д.)
Продумать диалоги или монолог. В рилсах текст максимально лаконичный с акцентом на действия, органично звучат предложения, которые начинаются с глаголов. Для YouTube можно придумать более подробные и хорошо структурированные фразы. Но они всё равно не должны быть длинными: вы (или не вы) будете их произносить — получится ли сделать это на одном дыхании?
Как развивать свои навыки написания сценариев
Конечно, сценарий не совсем то же, что и статья, поэтому работе с ним лучше поучиться. Можно пройти курсы. Нужно читать книги и тренировать насмотренность.
Курсы и ресурсы для обучения
Бесплатные:
YouTube Creators — это официальный ресурс YouTube, где можно найти много полезных материалов по созданию видео, включая сценарии. Тут есть как видеоуроки, так и статьи.
Курсы Skillshare (бесплатный доступ на 30 дней) — Skillshare имеет массу курсов по созданию контента, включая сценарное мастерство. Для тех, у кого нет проблем с английским.
«Сторителлинг» — курс Skillbox, на котором за 3 месяца научат рассказывать истории, транслировать идеи и управлять эмоциями аудитории.
«CMM-специалист с нуля» — 4-хмесячный курс Skillbox, на котором научат продвигать бренды в соцсетях, создавать контент и запускать рекламу.
«SMM-специалист с нуля» — курс с аналогичным названием от Бруноям научит созданию контента, включая рилсы.
Что почитать
«Сценарий», Сид Филд. Классическая книга для сценаристов, которая помогает понять, как строится структура сценария.
«Спасите котика», Блейк Снайдер. Как зацепить зрителя с самого начала? Как не развалить историю потом? Ответы от автора сценария легендарной комедии «Стой! Или моя мама будет стрелять».
«Искусство драматургии», Эгри Лайош. Книга рассказывает о законах драматургии наглядно на классических примерах.
Практические советы
Не бойтесь пробовать! Пишите, даже если не уверены в своих силах. Чем больше будете пробовать, тем лучше будет результат.
Подглядывайте и заимствуйте (в рамках закона). Наблюдайте за топовыми блогерами и анализируйте их видео. Как они строят контент, какой у них стиль и формат.
Следите за трендами. В Instagram и YouTube всегда появляются новые тренды. Обязательно используйте, но не ленитесь адаптировать под свой стиль или стиль заказчика сценария.
Реклама. Подробно о рекламодателях по ссылкам в статье.