Нет стопроцентных левшей и правшей, левополушарных и правополушарных, интровертов и экстравертов. Точно так же не категорично деление на гуманитариев и технарей. Конечно, если принадлежность к какой-то группе придаёт вам уверенности и сил, пользуйтесь этим. Но если навешенный кем-то ярлык мешает, смело игнорируйте его. А мы объясним, почему.
Содержание:
Откуда ноги растут у деления на гуманитариев и технарей?
Вы никогда не думали, что люди могут выбирать вуз, профессию не из-за склонностей, способностей, а из интереса?
Поясню свою мысль. Допусти́те на минуту, что люди рождаются с одинаковой предрасположенностью к гуманитарным и техническим дисциплинам. Но одному мама читает в детстве интересные книги и прививает интерес к литературе, а другого папа с 2-х лет берёт в гараж или учит играть в шахматы.
А ещё на представления ребёнка о том, что ему интересно, очень влияют педагоги в школе. Например, у кого-то невероятно вдохновляющий учитель информатики и ужасно скучная историчка, которая даже про Ледовое побоище не может увлекательно рассказать. А у кого-то — наоборот.
Организм человека, в том числе и мозг, склонен экономить ресурсы. Поэтому, выкладываясь на гуманитарных дисциплинах, школьник может отсиживаться на математике и физике. Но вовсе не потому, что он неспособен к этим наукам. Нет! Просто потому, что ему сейчас интересна другая область знания, а мозг экономит ресурсы.
А тем временем родители, учителя, товарищи навешивают ярлык — «гуманитарий». Впрочем, это не только ярлык, но и своего рода признание. Убедившись в своей «гуманитарности», человек может добиться больших успехов в этих дисциплинах, в творчестве.
«Знамя гуманитария» поддерживает его на выбранном пути, позволяет по-прежнему экономить ресурсы и отшучиваться, когда не хватает технических знаний.
Но поддержка превращается в гирю, если у человека меняются интересы. Например, социолог или историк вдруг загорается идеей обучиться программированию и «уйти в IT». Но тут же приходят мысли: «я ж гуманитарий», «я не способен», «у меня мозг работает по-другому»… Ну или другие расхожие заблуждения.
Если вы гуманитарий, у вас недостаточно технических знаний. Но никто не мешает их получить. Может быть, лень мешает. Но точно не «гуманитарный склад ума». Новые нейронные связи образуются в мозге на протяжении всей жизни человека. То есть мозг развивается, а мы можем прокачивать те участки, которые нам нужны.
А как же «левополушарные» и «правополушарные»?
Многие считают, что у гуманитариев больше развито правое полушарие мозга, а у технарей — левое. Может, это и не врождённая разница: пока математик решал задачки, он «качал» левое полушарие. Но правому теперь его не догнать.
Это миф. Во-первых, оригинальная теория о право- и левополушарных утверждает, что люди с развитым левым полушарием мозга, как правило, хорошо справляются с задачами, которые требуют аналитического мышления и логических операций, таких как математические вычисления и языковые задания. Они обычно являются логическими, последовательными и аналитическими.
Люди с развитым правым полушарием мозга, наоборот, обычно обладают сильным образным мышлением, креативностью и интуицией. Они могут лучше воспринимать целостное изображение и работать с абстрактными понятиями. Такие люди могут быть художниками, музыкантами, писателями, дизайнерами и другими творческими профессиями.
То есть, эта теория, разводит «по разные стороны баррикад» не гуманитариев и технарей, а учёных и творцов. Системно мыслящие юристы, экономисты, лингвисты — такие же «левополушарные», как и программисты.
Так значит, гуманитарий может стать программистом?
Ещё как может!
Конечно, без технического бэкграунда ему будет немного сложнее, чем тем, у кого он есть. Но знания можно подтянуть, было бы желание. Преподаватели программирования рекомендуют прокачиваться в математике, логике, понимании алгоритмов. Можно изучать эти дисциплины по учебникам для первого курса айтишных вузов.
Программисты сами говорят, что в их деле логика гораздо важнее математики. А логика — гуманитарная дисциплина. Python, Java, C++ и т. д. — это вообще языки (программирования). То есть в их изучении лучше всего поможет навык изучения языков. Освоили английский, испанский, эстонский? Освоите и питон. Да и сам английский пригодится не меньше, чем математика.
Читайте также:
Курсы программирования Python: топ 30
Начать лучше с фронтенд-разработки — она проще, поскольку фронтендеры создают не логику работы сайта, а его внешний вид.
Плюс программисты пишут не только для себя, любимых. Они создают ПО для медиков, юристов, финансистов и многих-многих других специалистов. Для этого им приходится углубляться в «чужие» дисциплины. А для «чужих» это может стать точкой входа в ИТ.
Вот конкретные советы опытных разработчиков для гуманитариев, которые мечтают кодить:
- Не пытайтесь изучить всё и сразу. Сосредоточьтесь на одном технологическом стеке, если понадобятся другие, их вы уже сможете осваивать на примере.
- Прочтите «Практику программирования» Кернигана и Пайка.
- Ищите сообщество — в сети или постарайтесь как можно быстрее устроиться на работу по профессии. Чтобы было у кого спросить.
- Начните с простого языка, вроде питона.
- Практикуйтесь на сайтах с задачками, вроде Codewars или Питон Тьютор.
- Не бойтесь ходить на собеседования. Разработчики всё ещё в дефиците: многие ИТ-компании готовы брать и натаскивать новичков.
- Много практикуйтесь.
Чем гуманитарий может заняться в IT, кроме программирования?
Если всё-таки сложно, и в процессе вы понимаете, что не можете или вам не интересно писать код, в ИТ есть ещё много профессий на стыке с другими дисциплинами:
- Копирайтинг и контент-менеджмент. Гуманитарии часто обладают хорошими навыками аналитического мышления и грамотностью, что позволяет им создавать качественный контент для сайтов, социальных сетей и других платформ.
- UX/UI-дизайн. Дизайн интерфейсов и пользовательских взаимодействий является ключевой частью разработки программного обеспечения. Специалисты с опытом в дизайне и социологии могут помочь создать привлекательный и удобный интерфейс для конечного пользователя.
- Анализ данных и машинное обучение. Хорошие навыки в анализе данных помогут в разработке алгоритмов и моделей машинного обучения. Они могут также помочь в создании базы данных и визуализации данных.
- Проектный менеджмент. Гуманитарии могут управлять проектами в IT-сфере. Они обладают навыками коммуникации, управления временем и организации, что может быть полезно для координации работы команды разработчиков.
- Аналитика и исследования. Исследования в области социологии, психологии и антропологии, которые могут быть полезными для понимания пользователей и их потребностей, тоже лучше доверить выпускникам гуманитарных факультетов. Они также могут помочь в определении новых трендов и развитии новых продуктов и услуг в IT-сфере.
Подробнее об этом читайте здесь:
Какую профессию в сфере IT освоить, если не хочется учиться программировать
И в конце — немного юмора о гуманитариях и технарях: