Похоже, для образования в России началась новая эра. Оно активно перебирается в онлайн. В связи с этим появилось множество новых профессий и новых возможностей. Рассказываем о том, что за профессии в онлайн-образовании, насколько они прибыльны и перспективны, стоит ли ради них оставлять сферу традиционного образования.
Содержание:
Какие перспективы у онлайн-образования?
Рынок образования в России по всем направлениям (включая государственное и частное, общее и дополнительное) согласно статистического исследования НИУ «ВШЭ» охвачен онлайн-технологиями примерно на 35%. Нужно ли говорить, что этот показатель не вырос, а взлетел после пандемии? Но потенциал развития сферы остаётся огромным.
Даже если нас не будут преследовать вирусы, население планеты становится все более мобильным. Дистанционная форма обучения даёт комфорт и свободу, всё больше людей, для которых значима возможность учиться из любой точки мира. Отката к обучению «по старинке» не будет.
Есть и ещё один фактор, подсказывающий, что обороты в сфере онлайн-образования будут только расти.
Опрос россиян разных возрастных и социальных групп показал, что 34% смирились с необходимостью непрерывного образовательного процесса, 28% уже хотя бы раз учились онлайн, а 31% планируют онлайн-обучение в течение ближайшего года. 25% опрошенных готовы учиться на платных курсах.
Концепция непрерывного образования, её поддержка государством указывают на то, что потенциальными клиентами различных образовательных учреждений являются все россияне примерно с 6 до 65 лет.
Если старшее поколение ещё надеется со знаниями, полученными однажды в вузе, «как-то дотянуть до пенсии», молодёжь уже осознаёт и принимает как данность, что обновлять профессиональные знания, повышать квалификацию, учиться придётся постоянно.
К чему это мы провели такой анализ рынка? Наверняка вы уже догадались: нам было интересно, не исчезнут ли все эти онлайн-школы, курсы, тренинги, коучинги, марафоны, интенсивы… (уфф, сколько их развелось!) так же внезапно, как появились.
Помните, лет 20 назад, когда в России начала активно развиваться онлайн-торговля, сколько появилось разномастных интернет-магазинов, которым было страшно переводить деньги, чтобы не остаться без них и без покупок? Зато интернет-профессии стали в разы более востребованными, и многие смогли найти себе работу онлайн: веб-разработчики, интернет-маркетологи, веб-дизайнеры, сео-специалисты, копирайтеры, контент-менеджеры и другие.
Сейчас мелкие интернет-продавцы ушли в тень, на первый план вышли крупные игроки. Например, маркетплейсы, которые гарантируют безопасность наших покупок. Но доля онлайн-торговли всё равно растёт ударными темпами.
Читайте также:
Кто такой менеджер маркетплейсов: всё о новой популярной профессии
Примерно то же должно случиться и с онлайн-образованием. Постепенно отсеются с рынка всякие инфоцыгане, которые обещают после своих недельных курсов работу два часа в день под пальмами и при этом зарплату миллион. Останутся серьезные школы, дающие крепкие знания и реальную перспективу трудоустройства.
Эти школы будут расти, вытесняя офлайн-курсы, которые нужно посещать физически, и обеспечивая непрерывное образование всем, кто понимает его ценность.
Останутся и новые профессии, без которых не получится организовать дистанционный образовательный процесс. Они, конечно, перестанут быть новыми и экзотическими, но их популярность продолжит расти.
Профессии в сфере EdTech
В первую очередь, мы расскажем о профессиях, которые возникли вместе с онлайн-образованием, поэтому они ещё совсем новые, а конкуренция на рынке труда минимальная.
Методист онлайн-курсов
Это специалист, который разрабатывает учебную программу, продумывает:
- структуру курса, количество уроков;
- формы занятий (лекция в записи, онлайн-вебинар с обратной связью, разбор практических работ студентов, контрольный тест и т. п.);
- систему и принципы оценивания.
Методист не работает по принципу «запустил [курс], и забыл». Он отслеживает эффективность уроков, заинтересованность учеников, если нужно, корректирует программу.
По данным hh.ru средняя з/п методиста составляет 50 000–80 000 рублей.
Продюсер курсов
Это мастер на все руки, который может и сценарий урока придумать, и съёмку его организовать. Но если образовательный продукт мало-мальски серьёзный, для этих целей продюсер будет собирать команду. Его же главная задача состоит в анализе рынка, формирование бренда и получение прибыли. То есть он отвечает за репутацию курсов, интерес к ним публики и развитие проекта как бизнеса.
Может рассчитывать на зарплату 100–150 тыс. руб./мес.
Онлайн-преподаватель
Многие педагоги хотят из обычной школы или вуза перейти в более перспективное онлайн-образование. Но не у всех всё сразу получается. Преподавателю дистанционных курсов нужно:
- уметь организовать онлайн-трансляцию;
- свободно держаться перед камерой;
- обладать практическим опытом (часто именно практикоориентированность отличает онлайн-курсы).
При этом крепкие знания и умение передать их ученикам нужны ничуть не меньше, чем в стандартных учреждениях образования.
Если вас пугают пункты 1 и 2 — не бойтесь. Освоить методику преподавания онлайн совсем не сложно. Есть подозрение, что скоро это придётся сделать всем педагогам государственной системы образования в рабочем порядке.
Если поторопитесь, это поможет вам найти новую работу на рынке коммерческого онлайн-образования и зарабатывать в среднем от 30 до 60 тыс. рублей.
Куратор онлайн-обучения
Этот специалист подключается к работе, когда курс уже готов к запуску. Он организует рабочий процесс, обеспечивая комфорт студентов.
На некоторых курсах кураторы проверяют домашние задания. Тогда в вакансии будет требование разбираться в определённом предмете и пройти обучение.
Но чаще куратору не нужен предмет. Он должен помочь студенту вот в чём:
- получить от преподавателя ответы на вопросы по теме;
- напомнить вовремя сдать «домашку»;
- подсказать, как быть, если всё же намечается просрочка…
Обычно занятость куратора частичная. Иногда такую профессию в онлайн-образовании предлагают вчерашним выпускникам курсов, которые показали организованность. Профессиональные кураторы могут вести несколько проектов сразу, получая за каждый 20–40 тыс. в месяц.
Технический администратор онлайн-школы
Нетрудно догадаться, что этот человек отвечает за техническую часть организации обучения:
- выбрать удобный онлайн-сервис для проведения занятий;
- создать вебинарную комнату;
- настроить трансляцию урока, чтобы были картинка, звук и не было помех;
- загрузить обучающие материалы и так далее.
Для этого не нужно быть программистом — достаточно чувствовать себя уверенным пользователем ПК и пройти короткое обучение.
Менеджер по онлайн-обучению персонала
Ещё одна совершенно новая профессия, её ещё называют «менеджер по развитию».
Крупные компании всё чаще не ищут готовых специалистов, а обучают новичков под свои потребности на внутренних курсах.
Обычный HR знает, чему нужно научить новеньких. И часто даже может сделать это. Но в крупных компаниях процесс обучения новичков, повышения квалификации сотрудников идёт постоянно. Можно организовать эту работу рационально, разработав и запустив онлайн-программу.
Спрос на такие услуги уже высок и будет расти. Предложить их руководству может как сторонний специалист, так и HR-менеджер, который расширил свои компетенции.
UX-аналитик
Этот специалист не обязательно работает именно в онлайн-образовании. Он анализирует запросы и потребности пользователей приложений, чтобы улучшить их, сделать более простыми, понятными, удобными. Окончив курсы UX-аналитика, можно найти работу в любой сфере. Но в образовании — с бо́льшей вероятностью.
Приложениями для покупок, заказа такси и любыми другими мы пользуемся время от времени. А образовательной платформой, поступив на курсы, — каждый день. И функций на таких платформах очень много: посмотреть уроки в записи, поучаствовать в онлайн-конференции, пройти тест для закрепления темы, задать вопрос педагогу и т. д. От того, насколько эти функции доступны, удобны, интуитивно понятно устроены, зависит комфорт обучения.
Поэтому именно в сфере онлайн-образования у аналитиков пользовательского опыта всегда есть работа. Онлайн школам сейчас приходится друг с другом серьёзно конкурировать, и они стремятся становиться лучше, улучшать свой UX регулярно.
Однако в сфере EdTech могут найти работу и обладатели других профессий. Таких как:
- UX/UI-дизайнер;
- веб-дизайнер;
- редактор;
- контент-менеджер;
- маркетолог и многие другие.
Читайте также:
Какие курсы пройти девушке для заработка: топ-30 профессий, которые можно освоить быстро
Вангуем, что этот список профессий будет расти вместе с рынком EdTech в России в 2024 году.