Что такое метавселенная, кто ее уже создает и ждет ли нас “Матрица” в будущем

104
0
Что такое метавселенная, кто ее уже создает и ждет ли нас “Матрица” в будущем

“Среди айтишников только и разговоров, что о метавселенной”- хочется переиначить знаменитую фразу из культового фильма “Достучаться до небес”. Только вот стоит ли оно того, и как скоро мы сможем наблюдать первый цифровой мир? Разговоры о создании метавселенной действительно ведутся уже несколько лет, техногиганты тратят на эту идею миллиарды, а простые люди бояться повторения фильма “Матрица”. Так, что же такое метавселенная простыми словами и какие перспективы у разработки на сегодняшний день.

Что такое метавселенная и когда появился сам термин

Метавселенная- это мир виртуальной реальности, где человек может полноценно существовать: работать, совершать покупки, общаться с людьми, даже заключать браки и пр, по средствам своего цифрового аватара. 

Сам термин, как часто это бывает, ввел в обиход не какой-то ученый или программист, а человек, фантазия которого не ограничивается ни данными, ни бюджетом, ни сроками. Писатели-фантасты часто сами того не осознавая становятся первопроходцами в мир технологий будущего задолго до людей науки и инженерии, так было с лазерным оружием, которое предсказал Герберт Уэллс, а также роботами, придуманными чешским писателем Карелом Чапеком. Аналогично и термин “метавселенная” (metaverse) впервые был введен писателем Нилом Стивенсоном в романе “Лавина”. Благодаря ему же и прижилось понятие “аватар”. 

После этого еще немало раз поднималась тема альтернативной реальности именно в массовой культуре. Одно из самых ярких обращений к миру виртуальной вселенной было в культовом произведении “Первому игроку приготовится” Эрнеста Клайна”, в последствии книгу экранизировали.

Что такое метавселенная простыми словами
Метавселенная из фильма «Первому игроку приготовится»

На данный момент единого обозначения термина нет, понятнее всего на наш взгляд выразился основатель Facebook* Марк Цукерберг, когда обозначил метавселенную, как “объемный интернет”. Венчурный же инвестор Мэтью Бол выделил 7 признаков того, какой должна быть настоящая метавселенная:

  1. Постоянной. То есть она должна существовать всегда, не выключаясь и перегружаясь.
  2. Синхронной, то есть быть в одном и том же времени для всех ее участников.
  3. Неограниченной на количество пользователей.
  4. Иметь полноценную экономику. То есть все тоже самое, как в реальном мире, только для виртуального: возможность покупать, продавать, зарабатывать, тратить.
  5. Быть дополнением реального мира.
  6. Единой. То есть не распределенной на несколько виртуальных миров- пространство должно быть одно либо переходить из одного в другое незаметно, чтобы виртуальные аватары могли существовать во всех мирах и перемещаться, не замечая границ и перенося свои ценности. 
  7. Открытой и незацензурированной для нового контента и авторов.

Кто сейчас занимается разработкой метавселенных, примеры уже существующих цифровых миров

На сегодняшний день, пожалуй, самым близким миром к виртуальной метавселенной является игра Fortnite, которая давно уже начала выходить за рамки просто игры. Примером этому может служить проведение в ней концертов известных исполнителей (Трэвис Скотт, шоу смотрели одновременно 12 млн человек), премьер блокбастеров (“Довод” Нолана), интервью с известными людьми (режиссером “Звездных войн” Джей Джей Абрамсом) и внедрение цифровых аналогов реальных вещей в мир виртуальный (Ferrari 296 GTB). Помимо автомобильного бренда свой виртуальный “мерч” внедрили в игру уже такие мастодонты, как Nike, DC, Sony, Marvel и другие. По сути это уже уникальный мир, где вместе “уживаются” разные персонажи, бренды и события. А Тим Суини, глава Epic Games, которой принадлежит игра, активно борется за принятие единого открытого стандарта для разработки виртуальных миров, чтобы в последующем они могли бесшовно перетекать друг в друга. Однако на данный момент крупные ИТ компании, например Apple, ведут закрытые разработки и не настроены делать их частью единой системы. 

Кто разрабатывает сейчас метавселенные примеры
Концерт Трэвиса Скотта в Fortnite

Еще один яркий пример миниметаверса- это игра Roblox, где участники могут создавать собственные виртуальные системы и уже есть работающая внутренняя экономика. Компания также стремиться к появлению пространства, которое будет использоваться далеко не только для компьютерных игр, но также для дружеских встреч, знакомств, совместных развлечений и рабочих процессов. Основатель Roblox Дэвид Базуки солидарен со своим коллегой из Epic Games в отношении того, что метавселенная станет возможной только благодаря совместным усилиям и единым стандартам разработки.

Техногигант Microsoft также не остался в стороне от всемирного тренда и трудится над своей версией метаверса. Компания Билла Гейтса делает упор на создании платформы для совместной работы на основе смешанной реальности. Платформа получила название Mesh, работает она на облаке Azure и должна стать открытой для сторонних разработчиков.

Помимо крупных компаний, разработку ведут и небольшие стартапы, а венчурные фонды с большим энтузиазмом вкладывают миллиарды долларов в них. Исходя из этого, надежда на то, что на наш век придется появление полноценного мира виртуального все же не оставляют.

Метавселенная Марка Цукерберга

Однако самым ярым адептом создания метавселенной сегодня считается Марк Цукерберг. В 2021 году компания Facebook* была переименована в Meta*, что стало доказательством всему миру о серьезности намерений миллиардера. Тогда же сообщалось о бюджетах в 5 млр долларов годовых на создание и развитие метаверса, а также технологий для его использования (очков, гарнитуры, костюмов и пр). Однако уже в этом году стало известно, что Цукерберг  подкорректировал сумму, “округлив” ее до 10 млр долларов в год. Трудится над метавселенной (подразделение Reality Labs) около 10 000 человек, что является пятой частью всех сотрудников (напомним Meta* помимо Facebook* владеет также Instagram* и WhatsApp*). 

В представлениях Марка Цукерберга метавселенная должна быть местом, где люди смогут полноценно взаимодействовать, также как и в реальном мире. Общение будет происходить с помощью аватаров, окружающий контент всплывает голограммами, все пользователи смогут “обзавестись” собственным домом, куда можно будет “перетаскивать” вещи из реального мира, а также рабочими местами. 

На сегодняшний день Horizon Worlds (именно так называется метавселенная Марка Цукерберка) не находит поддержки ни у пользователей, ни у экспертов, ни даже у самих разработчиков. На момент октября 2022 года аудитория приложения насчитывает 200 тыс пользователей, что даже не половина от ожидаемого (план стоял на 500 тыс участников к концу 2022 года, сейчас уже опустили ожидания до 280 тыс человек, но и это пока недостижимо). Wall Street Journal сообщает, что чаще всего игроков хватает на месяц, после чего основная пользовательская масса утрачивает интерес и редко возвращается к приложению. Большое количество “пустых и грустных” миров, созданных самими пользователями никто вовсе не посещает. Эксперты считают ошибочным для компании полагаться только на миры участников. Также многие журналисты обращают внимание, что на данный момент метаверс Цукерберга представляет собой мужское пространство, где парней в 2 раза больше, чем девушек. В связи с этим возникают определенные проблемы в общении и поведении пользователей. Мало того, выяснилось, что Horizon Worlds не жалуют даже сами сотрудники Meta*, так как считают игру скучной и забагованной. 

Примеры метавселенных
Марк Цукерберг в Horizon Worlds

Предпоследним гвоздем в крышку гроба стало недавнее обращение одного из крупных акционеров компании, главы инвестфонда Altimeter Capital Брэда Герстнера, где он выразил глубокую озабоченность суммами, которые тратятся на разработки в области метаверса и предположительными сроками. В открытом письме было указано, что «100 млр долларов -это инвестиции огромные и ужасающие даже по меркам Кремниевой долины». Именно столько понадобиться Цукербергу при условии, что он намерен тратить 10 млр в год, а первые результаты работы обещает не ранее, чем через 10 лет. 

Однако компания и сам Цукерберг не собираются останавливаться и летом были представлены прототипы новейших VR-гарнитур, а аватары в Horizon Worlds наконец-то получат ноги.

Когда появится настоящая метавселенная

Конкретные сроки предсказывать сегодня не возьмется ни один эксперт. Цукерберг говорит о 10-15 годах, но условия меняются, а с ними и цифры. О том, что скорее всего метаверс все-таки будет создан рано или поздно сомневается все меньше людей (хотя немало и таких), но вот появится ли он, таким о котором мечтают создатели и пользователи, даже в ближайших полвека- вопрос открыт. Компании трудятся не покладая рук, инвестфонды вливают миллиарды долларов, инженеры совершенствуют технологии, но в целом все сходятся на том, что Илон Маск судя по всему быстрее окажется на Марсе и получит новые данные о реальной вселенной, чем первая виртуальная станет частью обыденности.

В чем трудности

Почему же пока не получается создать метавселенную из фантастических книг и фильмов:

  1. Самое главное, как всегда, деньги. Разработки метавселенной требуют колоссальных денежных вливаний, так как технологии очень сложные и фактически инженеры изобретают их. А так как сроки никому не известны, то вложения в скором времени точно не окупятся, да и непонятно окупятся ли когда-нибудь. Если в мире случиться очередной кризис или катастрофа, то вполне возможно, что инвестиции в не столь срочную разработку, как метаверс, могут быть свернуты и перенаправлены в более актуальные области (фармакология, возобновляемая энергия, военная промышленность и пр).
  2. Синхронизация. Метавселенная требует эффекта присутствия а для этого на данный момент нет достаточно мощного и быстрого интернета. Сейчас мы имеем ситуацию, когда во многих странах нет даже 5G сетей, а эксперты технологий виртуальной реальности говорят о том, что это должен быть интернет еще более быстрого поколения- 6G.
  3. Передовое оборудование. Для обеспечения того же эффекта присутствия необходимы более быстрые камеры, тактильные костюмы и перчатки для считывания движений, ощущений и пр. Этого всего пока нет, как и удобной гарнитуры, в которой можно без дискомфорта находится более нескольких часов.
  4. Бесконечно огромные вычислительные мощности, чтобы обрабатывать быстро такое количество данных. И вместе с этим эксперты сходятся, что сервера не могут принадлежать одной компании, система должна быть децентрализована.
  5. Экономика метавселенной должна быть единой, а соответственно иметь одну валюту либо возможность обмена внутри системы. А также, чтобы виртуальный мир смог стать частью реального, люди должны иметь возможность переносить ценности из своей физической жизни в цифровую. С данной проблемой может справится NFT, однако пока каждая игра имеет свою валюту без возможности переноса ценностей из одного мира в другой.
  6. Однако пожалуй самая главная проблема- это отсутствие единых стандартов разработки. Многие сходятся, что метаверс должна быть коллективной работой компаний, ну или хотя бы разработки могут вестись в договоренности. Метавселенная- это одно единое пространство. Внутри нее может быть множество миров, но сама система только одна. Пользователи не должны понимать перехода из одного мира в другой, однако для этого все разработчики и компании обязаны объединить усилия. Либо же одна компания должна продвинуться ну очень далеко вперед и далее стать двигателем и соответственно монополистом. Однако на данный момент корпорации выступают в качестве конкурентов в гонке за виртуальную реальность и о сотрудничестве речь не идет вовсе, как и о каком-то прорыве. 
  7. Пока не понятна реакция государств на использование и распространение метавселенной. Вполне возможно, что многие страны примут решение запретить своим гражданам пользоваться метаверсом.

А стоит ли: отрицательные моменты создания метаверса

Не смотря на восторженные речи разработчиков и бизнесменов, многие люди с большой настороженностью относятся к перспективе распространения метавселенной. И на это есть вполне реальные причины:

  1. Терроризм. В виртуальной реальности гораздо проще искать последователей экстремистских движений. Например, уже есть аватар Усама бен Ладена (международный террорист, взявший на себя ответственность за события 11 сентября 2001г в США), который может зазывать новых адептов следовать его учениям через метаверс. 
  2. Преступность в целом. Ожидаемо слабый контроль государственных органов в первое время использования и распространения метаверса внутри системы приведет к безнаказанности и соответственно росту преступности. Скорее всего пройдет время прежде, чем появятся виртуальные полицейские. Хотя уже известен первый случай, когда человека приговорили к 4 годам заключения в реальной жизни за домогательства в виртуальном пространстве. А Интерпол уже представил свою версию метаверса. 
  3. Еще больший контроль техногигантов. Казалось бы куда уже больше, и так наш телефон решает, что нам можно скачивать, и что нет, а видеохостинг своими рекомендациями просто не оставляет выбора контента. Но с созданием метавселенной, корпорации (те, которые занимаются разработкой виртуального мира) еще больше увеличат свое влияние на людей. Случиться это из-за бОльшей вовлеченности людей в интернет-пространство, в данном случае виртуальное. Сейчас люди проводят в интернете, а значит пользуются продуктами той или иной компании, по несколько часов в день. Если же метаверс станет реальностью, то вполне возможно многие пользователи формально будут жить в нем- работать, отдыхать, общаться и пр., а это время и ресурсы (в том числе и финансовые). Соответственно компании смогут навязывать свои продукты и рекомендации еще с бОльшим энтузиазмом.
  4. Потеря реальности- люди превращаются в потребителей, которым не нужно реальное общество, а все интересы-это виртуальные ценности и вещи. 
  5. БОльший контроль со стороны государства. При заходе в метавселенную, человек будет покрыт датчиками, по которым легко отследить когнитивные процессы: дыхание, пульс, расширение зрачков и пр. Все эти данные помогут оценивать отношение человека к предмету или, например, политическому строю, и без трудностей распознавать ложь.
  6. Социальная расслоенность и более ощутимая напряженность в реальном мире ввиду этого. Раньше люди не знали каково это, побывать на дорогущей яхте или в шикарном особняке, а после возможностей в виртуальном мире многие станут еще более агрессивно настроены к миллионерам да и в целом к тем, кто зарабатывает больше.

Как нам поможет метавселенная

Однако не все так плохо, как может показаться на первый малоосведомленный взгляд. Метавселенная даст человечеству также и новые уникальные возможности, о которых ранее мы не могли и мечтать. 

  1. Расширение потенциала для людей с ограниченными возможностями. С помощью виртуального мира они беспрепятственно смогут общаться, развлекаться, а также выбирать любые доступные в метавселенной способы заработка.  
  2. Путешествие в пространстве и времени. С помощью метавселенной мы с легкостью сможем попасть на красивейший пляж или на вершину Эвереста. Помимо этого мы будем путешествовать в те места, где никогда бы не оказались без метаверса- в прошлое или на другую планету.
  3. Передача опыта самым вовлеченным способом. Переоценить пользу метавселенной для образования невозможно. Виртуальный мир открывает нам возможность воочию побывать в эпицентре поворотной битвы или посмотреть на древних животных в естественных условиях обитания.
  4. Тренировки и обучение в виртуальной среде. Помимо наблюдательной функции метавселенная может нам дать возможность обучать молодых специалистов не по учебникам и часто не многочисленному оборудованию на кафедре, а в условиях реальной ситуации. Будущие врачи смогут проводить любые операции, химики смешивать токсичные вещества, архитекторы конструировать пусть и с ошибками здание, спасатели отрабатывать ситуацию пожара и спасения людей, а палеонтологи изучать динозавров. Качество образования безальтернативно повысится, а специалисты будут получать диплом уже имея опыт. 
  5. Новые доступные профессии и в целом больше возможностей для заработка. Если сейчас многие привлекательные должности недоступны для соискателей из других городов и стран, то с появлением метаверса все будут в равных условиях.
  6. Уравнение людей по внешности. Метавселенная исключит физические недостатки и в виртуальном мире каждый сможет стать таким, каким захочет.
  7. Метаверс приведет к концу ограниченных закрытых площадок (социальных сетей, мессенджеров) с их рекомендательными системами контента и навязанной рекламой, брендам придется придумывать другие методы, чтобы быть ближе к своему потребителю.
  8. В метавселенной экспертные команды со всего мира смогут легко находится мало того что в одном месте, так и сразу с необходимыми технологиями и любым оборудованием. 
  9. Метаверс сделает возможным массовые мероприятия для людей, которые не могут физически встретиться- концерты, лекции, спектакли, даже турнир по квиддичу. В метавселенной возможно все!

Метавселенная, в том смысле в котором мы ее представляем, еще слишком далека, но не настолько, как многие считают. Разработки ведутся ударными темпами, миллиарды пускаются на мечту о виртуальном мире, а простые люди, посмеиваясь над первопроходцами, в глубине души бояться восстания машин и прихода “Матрицы”. Как и все новое, хочется верить, что метавселенная создается во имя блага и развития человечества (не считая, конечно, тех триллионов, что на ней хотят срубить нынешние техногиганты). 

Сама идея интернета когда-то считалась фантастической и нереализуемой, а первые мобильные телефоны воспринимались как абсолютно необязательная сверхдорогая и недоступная для обычных людей технология. И та, и другая разработки (несмотря на достаточное количества негативных примеров использования) изменили к лучшему жизни миллионов людей- новые рабочие места, возможности общаться с теми, кто далеко, даже спасенные судьбы. Так и метавселенная в какой-то период может стать вполне повседневным явлением для человечества. И тогда настанет момент каждому из нас решить, как к этому относиться. 

*Признана в РФ запрещенной организацией

Поделиться

Похожие статьи

Популярные статьи

Последние новости

Последние комментарии