С процессами глобализации в нашу речь проникло много заимствованных слов. Кого-то это бесит. Но представители современных профессий их всё равно употребляют. И стоит признать, что для некоторых заимствований нет абсолютно точных аналогов в русском языке. Так что будем приобщаться. Сегодня говорим о том, что такое питчинг.
Содержание:
Когда нужно использовать слово «питчинг»
Питчинг — это максимально короткая презентация творческой или бизнес-идеи людям, которые могут помочь с её реализацией.
Например, питчинги широко распространены в киноиндустрии. Сценаристы, режиссёры или целые творческие команды представляют идеи увлекательных фильмов или затягивающих сериалов инвесторам, которые могли бы воплощение этих идей профинансировать. Если идея хороша, а питчинг показывает её с самой лучшей стороны, то авторы получат спонсорскую помощь, а то и государственный грант на её реализацию.
Почему не использовать слово «презентация»? Презентация более подробная, а для питчинга важна краткость. У тех же киношников проводятся специальные мероприятия, где каждому выступающему отводится строго ограниченное время для выступления. А в бизнесе бывает, что питчить приходится в лифте, подкараулив потенциального инвестора по дороге с первого этажа на девятый.
Почему не КП? В коммерческом предложении должны быть цены, содержание работ, сроки. Тому, кто питчит, до всего этого ещё далеко. Он презентует пока только идею.
Может, слово «питчинг» можно заменить термином УТП — уникальное торговое предложение? Снова мимо! УТП вообще должно быть выражено одной ёмкой фразой. Оно объясняет, чем ваше предложение лучше предложения конкурентов. Но в питче всё же стоит сначала пояснить, о каком продукте, услуге идёт речь, а уж потом и УТП сообщить, если оно готово.
Какие бывают питчи
Питчинги бывают регулярные, организованные в рамках мероприятий, стихийные. Вот несколько самых распространённых видов питчей.
Elevator pitch
Думаете, мы пошутили про лифт? Вовсе нет. Каждый, кто вынашивает интересную идею, должен быть готов к возможной встрече с инвестором и знать, что ему сказать в лифте, на вечеринке, на конференции… Тут важно уложиться в несколько секунд — заинтересовать идеей. Если инвестор впечатлится и спросит ваш контакт, у вас появится вторая возможность рассказать обо всём подробнее.
Funding pitch
Это уже более подробная речь, презентация идеи потенциальному инвестору. Обычно на него отводится 7-10 минут. За это время рассказать можно многое. Итогом такого питча может быть заключение сделки.
Idea pitch
Это презентация идеи большому числу зрителей в рамках конкурса стартапов, например, или соискания государственного гранта на фильм. Выступающих много, они идут один за другим, каждому отводится 2-3 минуты. Зацепить слушателей в такой обстановке непросто: нужно выделиться на фоне конкурентов.
Структура питча
Что же должен содержать питч, чтобы попасть в цель?
- Чтобы не выглядеть невежей, сразу нужно представиться: то есть назвать себя, компанию (если она уже существует).
- Потом можно (и нужно!) сразу переходить к сути — рассказать о своей идее (без подробностей, самую суть).
- Теперь важно убедить инвестора, что это окупится. Бывает, что нужно доказать не материальную ценность, а какую-то иную. Например, если проект благотворительный или вы хотите снять патриотический фильм на государственные деньги.
- Дальше — акцент на выгодах собеседника. А что ему с этого?!
- И в завершение — условия сотрудничества. Чего вы хотите от собеседника? А что будете делать сами?
Что такое хард и софт скиллс: примеры навыков, без которых невозможно устроится на хорошую работу
Что важно для хорошего питча
Хотите получить финансирование для своего проекта, но боитесь провалиться во время презентации. Учтите несколько моментов, и всё пройдёт гладко.
Определите целевую аудиторию вашего выступления (не путать с ЦА проекта!). Желательно вообще узнать о каждом человеке, если это жюри. А уж если ваш питч нацелен на конкретного инвестора, ошибка в имени или должности будет фатальной. Зато знание, за какой футбольный клуб болеет человек, может стать ключевым фактором, который вызовет расположение и желание поучаствовать в судьбе вашего проекта.
Даже если вы знаете, когда и при каких обстоятельствах будете говорить, сколько времени вам отведут, составьте два варианта питчинга — краткий и расширенный. Лучше оба выучить наизусть: волнение в моменте может сильно отразиться на стройности и логичности вашей речи.
Говорите на языке… Так и хочется написать «покупателя». Но ведь это и правда: вы продаёте свою идею постороннему человеку. Поэтому нужно говорить на его языке:
- не использовать сложные термины из вашей сферы;
- подчёркивать выгоды «покупателя», то есть инвестора;
- не увлекаться, не утомлять и не перебивать, если у слушателя возникли вопросы или замечания.
Не лгите собеседнику. Да, от него зависит судьба вашего проекта. Но и от вас зависит судьба его вложений. Поэтому он имеет право знать все нюансы и подводные камни. Если вы имеете дело с опытным инвестором, и он не рискнёт вложиться в вашу идею, возможно и вам стоит задуматься и доработать её, прежде чем запускать проект.
Как побороть страх публичных выступлений: что делать до, вовремя и после выступления
Как научиться питчить
Чтобы стать уверенным мастером питчей, который не заикается и не дрожит перед инвесторами, как осиновый листок, этой статьи маловато будет.
Что можно порекомендовать?
Прочтите книги:
- Орена Клаффа «Идеальный питч»;
- Зига Зиглара «Секреты заключения сделок»;
- Анны Гудковой «Питчинг. Как представить и продать свою идею».
Полезную информацию можно почерпнуть в бизнес-изданиях вроде Business Insider или vc.ru. Или можно пройти специальные курсы, например,
Умение «продать идею» нужно не только стартаперам. Навык питчинга пригодится творческим людям, амбициозным сотрудником компаний для продвижения по карьерной лестнице и даже детям, которые хотят получить что-то от родителей.
*Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.